Самодельный картофелекопатель для мотоблока
Опубліковано admin November 01 2011 15:48:42
  Картофелекопатель для мотоблока. Сцепное устройство (сцепка) не подведет. Ведь выполняется оно на основе уже готовых деталей, обладающих большим запасом прочности (головка карданной передачи, штырь-сцепка), и не менее надежного самодельного поворотного узла прицепа (тележки).

  Последний, в свою очередь, представляет собой две коаксиальные толстостенные стальные трубы, диаметры которых подобраны таким образом, что соприкасающиеся друг с другом поверхности работают подобно радиально-упорному подшипнику скольжения. Кроме того, внутренняя труба является одновременно и поворотной осью.

  А наружная — дышлом, которое не только служит для передачи тягового усилия на тележку, но и обеспечивает свободу наклона последней относительно оси мотоблока (налево или направо). Передний конец внутренней трубы приваривается к карданной головке. На заднем же имеется резьба М36 для выборки люфта в продольном направлении и соответствующего крепления к приварной поперечине рамы прицепа. И еще одна особенность.

  Для исключения вращения в вертикальной плоскости, а также предотвращения заваливания сцепки при поворотах горизонтально расположенные два пальца крестовины привариваются к горизонтальной вилке карданной головки. Рама прицепной тележки (см. ил.) благодаря включению в нее треугольных (а это, как известно, самая жесткая фигура) элементов и использованию в качестве конструкционного материала стального уголка получилась весьма и весьма надежной. Прямоугольная ее часть зашивается вагонкой, образуя дно кузова. Но можно здесь использовать и 6-мм стальной лист.

  К раме привариваются четыре направленные вверх 350-мм стойки из стального уголка, служащие основой для крепления бортов. А они, в свою очередь, могут выполняться как из досок, так и из стального листа соответствующей толщины. Задний борт делается поворотным, откидывающимся вниз. С креплением и фиксаторами, аналогичными тем, которые используются на грузовых автомашинах. Сиденье тоже откидное. Крепится спереди на поворотных треугольных двух кронштейнах, изготовленных из 10-мм стального прута.

  В головной части рамы (снизу) желательно предусмотреть поворотную стояночную опору. Как это сделано, например, в конструкции, чертежи и описание которой опубликованы в № 3'90. Под стать раме и жесткая конструкция «подвески» колес. Амортизаторов, как это видно из иллюстраций, здесь нет. Для работы в поле они, по глубокому убеждению автора, не нужны. Зато сразу повысилась существенно надежность всего прицепа.

  По этой же причине в качестве материала для изготовления оси-распорки использован круглый стальной стержень диаметром 40 мм. Чтобы несколько увеличить клиренс прицепной тележки, полуоси колес установлены на кронштейнах. Приварены они к подпятникам и усилены косынками из 10-мм стального листа. Что касается самих колес прицепа, то их лучше взять от списанной свльхозтехники. Исходя из практики, смею утверждать: послужат вам отменно.

  Тем более что крепятся такие колеса на имеющихся в их ступицах самоустанавливающихся шарикоподшипниках. Окучник-картофелекопатель тоже можно позаимствовать у сельхозтехники. Хотя вполне подойдет и самодельная конструкция, аналогичная опубликованной в № 2'86. Но полевую планку желательно выполнить не из 6-мм СтЗ, а использовать стальной уголок 50x50 мм. И приварить его не под углом 5 градусов к горизонту, а порядка 3 градусов — тогда картофелекопатель идет по полю ровнее.

  Для лучшего отделения клубней от земли следует также несколько увеличить длину зуба-вытряхивателя миллиметров на 10 по обеим координатам. Тогда окучник-картофелекопатель примет вид, показанный на иллюстрации. Грабли (а без них — какая уборочная страда) можно легко изготовить по чертежам и описанию конструкции, опубликованным в четвертом номере журнала за 1990 год. Как, впрочем, и оснастить своего мотопомощника бульдозерным отвалом (см. там же). А вот плуг и борону сделать, ориентируясь на соответствующий материал, напечатанный в №10'91.

    (Автор: В. СОЛОВЬЕВ, Республика Марий-Эл)





  Основание прицепа с поворотным узлом (вид снизу): 1 — рама сварная (из стального уголка 40x40 мм), 2 — подпятник (10-мм полоса размером 150x40 мм, СтЗ, 2 шт.), 3 — кронштейн (10-мм пластина 100x40 мм, Ст5,2 шт.), 4 — полуось (Сталь 45,2 шт.), 5 — колесо 5,00=10 в сборе (от списанной сельхозтехники, 2 шт.), 6 — дышло (1200-мм отрезок трубы 45x4 стальной бесшовной холоднокатаной), 7 — головка карданная (от списанной сельхозтехники), 8 — штырь-сцепка (от сельхозтехники), 9 — полик наварной (отрезки стального уголка, 5 шт.), 10 — поворотная ось дышла (сталь горячекатаная круглая диаметром 36 мм или отрезок стальной трубы 36x6), 11 — гайка М36 (2 шт.), 12 — шайба, 13 —поперечина приварная (отрезок стального уголка 40x40 мм), 14 — ось-распорка (сталь горячекатаная круглая диаметром 40 мм), 15 — косынка (10-мм СтЗ, 2 шт.), 16 — гайка М20 (4 шт.), 17 — шайба Гровера (4 шт.), 18 - болт М20 (4 шт.).





  Картофелекопатель : 1 — сошка (от серийного тракторного культиватора), 2 — полевая планка (стальной уголок 50x50 мм), 3 — наконечник (обрезанная лапа культиватора), 4 — зуб-вытряхиватель (от садовых вил со сточенным под углом 45 градусов после приваривания к наконечнику нижним концом, 2 шт.).