· Всього користувачів: 20 · Новий користувач: dima
Погода в селищі
Наша реклама
За підтримки :
Самодельный мотоблок с прицепом ( Часть - 1 )
Предлагаю на суд читателей конструкцию своего нового мотоблока с самодельным прицепом. Но прежде чем описывать ее, немного предыстории. Деревенская жизнь трудна своей повседневной монотонной работой летом и зимой, в дождь и снег... Хотелось как-то облегчить весь этот труд и заботы. Для этого я и сделал мотоблок.
Причем не универсальный, а обычный, с тележкой, поскольку больше нуждался в транспортном средстве. За относительную миниатюрность назвал его «Горбунком». На фотографии показан первый, не модернизированный вариант мотоблока. Обратите внимание: тележка загружена кирпичами. Мало того, летом я ставлю в тележку три двухсотлитровые бочки с водой для полива огорода. Это 600 кг с лишком! По-моему, неплохая грузоподъемность.
На прицепе применены колеса от автомобиля ГАЗ-69, других достать не удалось. И хорошо: из-за своего большого диаметра эти колеса оказывают меньшее сопротивление движению. Какие еще плюсы? Небольшие габариты. Хорошая динамика движения на скоростях от 5 до 35 км/ч (при частоте вращения коленчатого вала двигателя 5500 об/мин). Маневренность: можно разворачиваться на «пятачке». Экономичность.
Простота и надежность. Минимум техобслуживания: применение в большинстве узлов закрытых подшипников 180205Е позволило вообще отказаться от смазки. Двигатель мотоблока — от мотоцикла ММВЗ-3.111 с принудительным воздушным охлаждением, контактно-масляным воздухофильтром и карбюратором К-36С. Система питания двигателя простая и состоит из топливного бака от мопеда «Рига-12», штатного бензокрана КР-12 и трубок бензопровода. Трансмиссия.
От ведущей звездочки (число зубьев z = 14) главной передачи двигателя крутящий момент цепью ПР-12,7 передается ведомой звездочке (z = 40) реверс-редуктора. Последний взят от лодочного мотора СМ-500В. На выходном валу реверс-редуктора (его передаточное отношение 1:1,64) сидит звездочка (z = 18), от которой крутящий момент цепью ПР-19,05 передается звездочке (z = 27); от нее — ходовому валу моста и, соответственно, колесам мотоблока.
Двигатель и вся трансмиссия смонтированы на раме мотоблока, собранной в основном из стальных труб квадратного (43x43 мм) и прямоугольного (43x26 мм) сечений с помощью злектродуговой сварки. Спереди, в поперечину, вварена изогнутая труба диаметром 27 мм (часть штатной рамы мотоцикла ММВЗ-3.111) с узлами установки двигателя, усиленная двумя треугольными косынками и снабженная сквозной трубчатой цапфой для крепления глушителя. Поперечина имеет на концах два рыма — стальные петли для буксировки мотоблока и присоединения некоторых прицепных орудий, например, бульдозерного отвала.
По бокам к лонжеронам вертикально приварены короткие отрезки трубы — гнезда под передние наконечники рамы управления. Задний наконечник рамы привинчен к кронштейну на перекладине. Сзади рама мотоблока оборудована ушками крепления крыльев и корпусом шарнирного узла, которым к мотоблоку присоединяется грузовая тележка. Сварочные швы зачищены наждачной бумагой, а где это возможно — обработаны напильниками.
Все узлы и детали загрунтованы и окрашены яркой краской. В середине лонжероны имеют отверстия для стопорных болтов М16 крепления узла натяжения цепей. Основа узла — фигурный кронштейн, сваренный из листовой стали. Сверху на него установлен и привинчен пятью винтами М14 реверс-редуктор. Болт М14 натяжения цепи, идущей от двигателя к реверс-редуктору, вставлен в отверстие перекладины и с двух сторон зафиксирован контргайками. Необходимой степени натяжения цепей, хотя многолетняя эксплуатация мотоблока показала редкую нужду в подобных операциях, я добиваюсь в следующем порядке.
Ослабляю стопорные болты М16. Вращая гайки на болтах М14, приваренных к корпусу ходового вала, натягиваю ходовую цепь. Затем гайками на болте М14 фигурного кронштейна регулирую натяжение цепи реверс-редуктора. После этого стопорные болты затягиваю. Мост представляет собой комбинацию корпуса и ходового вала. Корпус вала сварен из цилиндрической обоймы, двух кронштейнов с продолговатыми отверстиями 70x16 мм и двух болтов М14.
Ходовой вал вращается в двух подшипниках 180205Е, от осевого смещения его удерживают два стопорных кольца. На концах вала имеются ступицы колес, левая — со звездочкой привода от реверс-редуктора. Ступицы прикреплены гайками с пружинными шайбами. Органы управления состоят из двух блоков: нижнего и верхнего. Нижний включает в себя рычаг запуска двигателя, удерживаемый в транспортном положении резиновым фиксатором на кожухе обдува двигателя, а также рычаги реверс-редуктора и коробки передач, которые расположены на панели, привинченной к корпусу реверс-редуктора.
Два последних рычага переключаются ногами водителя «Горбунка». Верхний блок представляет собой раму управления, сваренную из труб различного диаметра. Штанги рамы оборудованы ручками (в том числе ручкой «газа») и рычагом сцепления. За них водитель «Горбунка» держится руками. Кроме того, рама имеет различные крепежные устройства, с помощью которых к ней присоединены топливный бак, катушка зажигания, электронный коммутатор и задние концы крыльев.
И еще: с правой стороны дышла грузовой тележки на небольшой рифленой площадке находится педаль тормоза (но об этом позже). На мотоблоке применен, после небольшой переделки, глушитель от пожарной помпы МП-800. В него вварена выхлопная труба двигателя с присоединительным фланцем. Сверху к глушителю приварены два ушка для крепления его к цапфам рамы двигателя болтом М8. Крылья «Горбунка» имеют необычную форму. Обшивка их изготовлена из стального листа толщиной 1,5 мм.
Кромки усилены закатанной в них проволокой разного диаметра. Места контакта подошв обуви водителя с крыльями устланы резиновыми ковриками. Для удержания ног водителя от соскальзывания вниз имеются специальные упоры. Для большей жесткости к обшивке изнутри приварены Г-образные кронштейны.
Крепятся крылья к раме управления (спереди) и раме мотоблока (сзади) каждое двумя болтами М10. Кроме того, они имеют еще резиновые грязевые щитки. После интенсивной эксплуатации в разных условиях выявились отдельные конструктивные недостатки мотоблока. Пришлось, например, заменить крылья на более жесткие, одновременно найдя площадкам для ног более удобное место. Управление мотоблоком облегчилось, так как рукам стали помогать ноги водителя (новые крылья представлены на чертежах).
И еще: у мотоблока с тележкой проходимость на увлажненной почве невысокая. Хотя он, собственно, и не предназначен для движения по бездорожью. Тем не менее, «Горбунок» послужил мне верой и правдой многие годы. Затем, как и некоторые другие мои конструкции, перешел к новому хозяину. Говорят, мотоблок работает до сих пор.
(Автор: В.ПЕТРОВ, с. Р ы б н о е, Красноярский край)
Панель рычагов: 1 —кронштейн; 2— вал рычагов (палец диаметром 8); 3 — каретка большая с рычагом управления реверс-редуктором; 4 — каретка малая с рычагом управления коробкой передач двигателя.